Карьера: Конфликты на работе? Выход – управление конфликтами!

карьера, этикет

Конфликты на работе могут сильно испортить нам жизнь. Поэтому наша задача - осознать причины конфликтов и освоить управление конфликтами с коллегами, начальниками и подчиненными. Многие из нас проводят на работе большую часть своего времени. Рабочая обстановка, коллектив, характер начальника и привычки сослуживцев – все это занимает большое место в нашей жизни. И когда на работе возникают конфликты – трудно, а зачастую просто невозможно оставаться равнодушным.

Иображение - Карьера: Конфликты на работе? Выход – управление конфликтами!

Конфликты на работе не только мешают производственному процессу, могут подорвать доверие к фирме со стороны клиентов, но и плохо отражаются на здоровье самих конфликтующих и взаимоотношениях в их семьях, так как многие получившие стресс на работе «разряжаются» потом на своих домашних.

Так что же это такое конфликт, каковы причины конфликтов на работе и всегда ли это однозначно плохо?

Слово «конфликт» означает спор, ссору, противоречие. Это противоречие может возникать между управляемыми и управляющими, то есть между начальником и подчиненными, между отдельными сослуживцами, между конкретным человеком и группой людей и между группами в одном коллективе.

Типичные причины конфликтов и способы их разрешения

Причиной конфликтов между начальником и подчиненными, чаще всего, является материальная или моральная неудовлетворенность последних. Начальники также могут спровоцировать конфликт необъективным отношением к заслугам и ошибкам отдельных людей, если в коллективе имеются «любимчики» и «козлы отпущения», а также зачастую несдержанностью, грубостью, публичными «разносами» и другими карательными мерами. В свою очередь, подчиненные могут вызвать гнев начальства низкими профессиональными качествами, необязательностью, нарушением трудовой дисциплины, необоснованными претензиями.

Причины конфликтов между коллегами - часто результат длительного и тесного общения людей с разными характерами, темпераментами и привычками.

Конкретный человек может восстановить против себя сразу нескольких сослуживцев и спровоцировать групповой конфликт. Так часто случается при появлении новичков в давно устоявшихся коллективах со своими традициями и сложившимися взаимоотношениями.

Подразделения или отделы одной фирмы могут иметь различные приоритеты, что приводит к частым стычкам и, в конечном итоге, к конфликту.

Как преодолевать конфликты?

К сожалению, не существует единого способа преодоления конфликтов. Что же делать, если вы стали участником или свидетелем конфликта, что часто бывает не менее неприятно?

Разрешение конфликтов зависит от характера, темперамента и уровня общей культуры конфликтующих сторон. Но не надо забывать, что каждый человек, независимо от занимаемой должности, совершает ошибки. И не бывает конфликтов, в которых на 100% была бы виновата только одна сторона. Поэтому, если вы стали участником конфликта, прежде всего, успокойтесь. Под влиянием эмоций человек способен произносить слова и совершать поступки, о которых впоследствии будет жалеть. Подумайте, может вообще стоит промолчать и сделать вид, что никакого конфликта не было? А по прошествии некоторого времени попытайтесь вступить в контакт с коллегой. Способов существует множество. Можно начать обсуждение какого-либо производственного вопроса или проявить интерес к детям или другим членам семьи вашего недавнего оппонента. Только помните, что интерес этот должен быть искренним. Можно предложить свою помощь в какой-то бытовой ситуации, не дожидаясь, пока вас об этом попросят, рассказать смешной случай.

Но если практика «замалчивания» или уклонения и сглаживания не для вас, попытайтесь откровенно высказать свои претензии и вызвать на ответную откровенность своего оппонента. Только помните, что в этом случае, вашей целью должна быть попытка поставить себя на место другого человека, понять мотивы, которые им движут (скорее всего, они не так уж и плохи) и найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны. В этом заключается управление конфликтами. Не стоит прибегать к критике конкретных людей, никто не любит критических замечаний в свой адрес. Лучше всего сосредоточиться на поиске конкретных путей выхода из сложившейся ситуации. Ведь, если конфликт не будет решен, возможно, вам придется искать новую работу. А вы этого хотите?

К тому же конфликт на работе не всегда имеет только отрицательные последствия. Часто откровенное обсуждение наболевшего способствует изменению к лучшему сложившей ситуации и выводит фирму или ее подразделения на новый виток развития.

Еще статьи из этой рубрики

  СледующаяПредыдущая  

Комментарии Disqus